Настоящий документ
описывает базовые моменты выполнения полёта в сети VATSIM. По каждому этапу
полёта даются выдержки из руководящих документов, примеры ведения радиосвязи
и некоторые поясняющие комментарии. Он никоим образом не отменяет и не заменяет
оригинальные документы, в которых правила полётов и радиообмена описываются
более детально. Надеюсь он хоть у кого-то возбудит
желание лишний раз залезть в НПП и Фразеологию… |
Поясняющий текст от автора
приводится на белом фоне |
Выдержки из НПП ГА – 85
приводятся на красном фоне. |
Выдержки из Правил и
Фразеологии Радиообмена приводятся на зелёном фоне. |
Примеры радиосвязи
приводятся на голубом фоне. - сообщения экипажа – синим
цветом. - сообщения диспетчера –
коричневым цветом. |
1.
Получение разрешения на вылет. Процедура получения разрешения на вылет в VATSIM отличается от реальной, применяемой в России, что вполне естественно, поэтому
данный этап может иметь варианты, но обычно это происходит
как описано ниже. Первая связь экипажа с диспетчером Руления – это
обычно проверка связи. |
3.12.3. Пробная связь экипажа воздушного
судна на частоте диспетчерского пункта должна выполняться в следующем
порядке: Передача: ·
позывной вызываемого диспетчерского пункта; ·
позывной воздушного судна; ·
"предполетная проверка" (перед вылетом); ·
"проверка связи" (в полете, при необходимости); |
- Шереметьево-Руление, 85388, предполётная проверка. - 85388, Шереметьево-Руление, слышимость 5. - 388, слышимость 5, до связи. |
Если есть
уверенность в том, что связь будет установлена сразу, проверку связи допускается
не производить, а сразу запрашивать разрешение на вылет. Запрос разрешения на вылет должен содержать: ·
местонахождение ВС; ·
код информации АТИС; ·
аэродром назначения; ·
запрашиваемый эшелон; В подтверждении диспетчерского разрешения следует
быть внимательным и точно повторять всю выданную информацию. |
3.9.2. Если при установлении связи
имеется уверенность в том, что вызов будет принят, допускается передача
сообщения, не ожидая ответа на вызов. |
- Шереметьево-Руление, 85388, на стоянке 11,
информацию Лима имею, разрешите вылет в Минск согласно плану, 10600. - 85388, Шереметьево-Руление, вылет в Минск
согласно плану разрешаю, эшелон 10600 подписываю. Рабочая полоса 25 Левая,
выход по схеме Бужарово 25 Дельта, после взлёта
работать Шереметьево-Круг 118.3, код 5512. - 388, вылет разрешили, 10600, рабочая полоса
25 Левая, выход по схеме Бужарово 25 Дельта, после
взлёта работать Шереметьево-Круг 118.3, код 5512. - 388, записано
верно, до связи. |
Следует помнить, что позывной диспетчера и свой полный позывной называются при первом выходе на связь
с данным диспетчером. При дальнейшем ведении связи позывной диспетчера не
называется, а свой позывной употребляется в начале сообщения в сокращённом
виде (если он возможен). |
2.
Буксировка и запуск. |
7.2.2.
Передвижение (буксировка, руление) воздушного судна по аэродрому производится
с разрешения диспетчера службы движения. Передвижение осуществляется по маркировочной
разметке, в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой движения
и при наличии непрерывной двусторонней связи с диспетчером службы движения. 7.2.6. Запуск, прогрев и опробование
двигателей производится с разрешения диспетчера службы движения на стоянках
или специально оборудованных площадках (участках РД), определенных
инструкцией по производству полетов на данном аэродроме. |
6.1.2.1. При необходимости буксировки
воздушного судна к месту запуска, экипаж сообщает пункт назначения, номер
стоянки, о приеме информации АТИС и запрашивает у диспетчера разрешение на
буксировку. 6.1.1.1. При запросе на запуск
двигателей экипаж сообщает пункт назначения, номер стоянки и наличие
информации АТИС. Если от экипажа не поступил доклад о приеме информации АТИС,
диспетчер обязан потребовать от экипажа ее прослушивания. |
Такая
информация как местонахождение ВС, пункт назначения, код информации АТИС
сообщается диспетчеру Руления один раз. Если всё было сообщено при запросе
разрешения на вылет – повторно сообщать не требуется. Буксировку и запуск
рекомендуется запрашивать в одном сообщении. |
- 388, разрешите буксировку и запуск. - 388, буксировку и запуск разрешаю. - 388, буксировку и запуск разрешили. |
3. Выруливание
на место предварительного старта. |
7.2.2.
Передвижение (буксировка, руление) воздушного судна по аэродрому производится
с разрешения диспетчера службы движения. Передвижение осуществляется по маркировочной
разметке, в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой движения
и при наличии непрерывной двусторонней связи с диспетчером службы движения. 7.2.13. Скорость руления выбирается командиром
воздушного судна в зависимости от состояния РД (ВПП, грунта), наличия
препятствий и условий видимости. Командир
воздушного судна несет ответственность за обоснованность выбора скорости
руления. 7.2.15. Пересекать (занимать) ВПП и РД при рулении без
разрешения диспетчера службы движения запрещается. При
пересечении (занятии) ВПП и РД экипаж обязан соблюдать максимальную
осмотрительность. |
- 388, разрешите предварительный. - 388, полоса 25 Левая, по 28-ой, магистральной,
на 26-ую, предварительный разрешаю. - 388, полоса 25 Левая, по 28-ой, магистральной,
на 26-ую, предварительный разрешили. |
Если
условия позволяют выполнять взлёт не от начала ВПП, и это целесообразно по
соображениям сокращения времени руления экипаж запрашивает предварительный на
РД не у начала ВПП, сообщая, что взлётная дистанция позволяет безопасно производить
взлёт с этого места. |
7.3.3. Взлет воздушных
судов производится, как правило, от начала ВПП. Разрешается выполнять взлет
не от начала ВПП при условии, если: – это предусмотрено инструкцией по производству
полетов на данном аэродроме; – располагаемые
характеристики летной полосы от места начала разбега соответствуют потребным для фактической взлетной массы воздушного судна
и условий взлета. |
- 388, разрешите предварительный на РД 24, взлётная позволяет. |
6.1.4.1. При
достижении места предварительного старта или обязательной остановки
воздушного судна экипаж докладывает об этом диспетчеру. |
- 388, на предварительном. - 388, работайте со Стартом, 131.5 - 388, со Стартом, 131.5 |
4.
Занятие исполнительного старта и взлёт. |
7.2.17. До занятия воздушным судном исполнительного
старта экипаж должен получить по АТИС или от диспетчера службы движения
информацию об условиях взлета и выхода из района аэродрома, а также оценить
соответствие фактической погоды минимуму для взлёта, скорости ветра у земли с
учётом его направления, порывов и состояния ВПП установленным ограничениям. |
6.2.1.1.
Занятие исполнительного старта должно производиться только с разрешения
диспетчера "Старта". При установлении первоначальной
связи экипаж обязан доложить диспетчеру о приеме информации АТИС. |
- Шереметьево-Старт, 85388, информация Лима, разрешите исполнительный. - 85388, Шереметьево-Старт, ветер 270 градусов 5, 25 Левая, исполнительный разрешаю. - 388, занимаю исполнительный. |
6.2.2.4.
При занятии воздушным судном исполнительного старта экипаж докладывает
диспетчеру о готовности к взлету. |
- 388, к взлёту готов. - 388, взлёт разрешаю. - 388, взлетаю. |
6.2.2.5.
Разрешение экипажу воздушного судна на выполнение взлета является
одновременно разрешением для перехода на связь с диспетчером
"Круга" на высоте 200 м, высоте полета по кругу для самолетов 1
класса. После пересечения высоты 200 м экипаж обязан прослушивать
радиостанцию диспетчера "Круга". Примечание. Если после выдачи разрешения
на взлет или на взлет, без остановки на исполнительном старте прошло более 1
мин, то экипаж обязан запросить повторное разрешение на взлет. |
7.3.1. Взлет
производится после доклада о готовности экипажа воздушного судна и получения
разрешения диспетчера службы движения, которое означает, что: … – экипажу разрешено занять высоту круга. |
5. Набор
высоты |
6.3.1.1.
После выполнения взлета и набора высоты 200 м (заданной), экипаж воздушного
судна докладывает диспетчеру о взлете и маневре для выхода из района аэродрома
и получает от него условия набора высоты. Экипаж
самолета I-го класса о выполнении взлета может доложить в промежутке времени
с момента пересечения высоты 200 м до набора высоты полета по кругу. |
- Шереметьево-Круг, 85388, взлёт, правым по схеме на Бужарово. - 85388, Шереметьево-Круг, набирайте 2100, пересечение 1800
доложить. - 388, набираю 2100, 1800 доложить. |
7.4.3. При пересечении
высоты перехода экипаж обязан перевести шкалы давления барометрических
высотомеров на отсчет 760 мм.рт.ст.
(1013,2 мбар). 7.4.4. Набор заданного
эшелона (высоты) полета производится по указанию диспетчера службы движения в
соответствии с установленной схемой выхода и по маршруту полета на режимах,
определенных РЛЭ. |
6.3.1.2. При
получении доклада о достижении воздушным судом рубежа передачи управления
экипажу передается указание о переходе на связь к смежному диспетчерскому
пункту с сообщением позывного и частоты его работы. |
- 388, пересекаю 1800. - 388, работайте Москва-Подход 127.2. - 388, работаю Москва-Подход 127.2. |
6.5.1.1.
При выходе экипажа ВС на связь диспетчер "Подхода" получает от него
доклад об эшелоне (высоте) полета, о контрольном пункте (РНТ) коридора выхода
на трассу, эшелоне и расчетном времени его пролета. |
Следует обратить внимание, что
на первой связи с Подходом экипаж докладывает не подписанный эшелон, а тот,
который он успеет занять к точке выхода на трассу. В примере ниже ВС успевает
занять подписанный эшелон на точку выхода на трассу. |
- Москва-Подход, 85388, 2100, на Карманово
10600, расчётное 21. - 85388, Москва-Подход, на Карманово
набирайте 10600. - 388, на Карманово набираю 10600. |
7.4.5. При
невозможности занятия заданного эшелона (высоты) к установленному или
заданному диспетчером службы движения рубежу экипаж обязан своевременно
информировать об этом диспетчера службы движения. 7.4.6. По окончании
набора заданного эшелона экипаж должен сверить показания высотомеров в соответствия
установленными правилами. |
- 388, занял 10600. - 388, следуйте 10600. - 388, следую 10600. |
6. Полёт по маршруту |
При полёте по
маршруту до входа в район ОрВД, в котором находится аэродром посадки, необходимо
лишь докладывать пролёт ПОД и расчетное время пролёта следующего ПОД (если не
был назначен режим «контроля по вторичному»). На первой связи с диспетчером
Контроля необходимо дополнительно доложить расчётное время выхода из его
зоны. |
- Москва-Контроль, 85388, Карманово 10600,
Белый в 36, Ратин в 46. - 85388, Москва-Контроль, Карманово
подтверждаю, следуйте 10600. - 388, следую 10600. |
При
входе в район ОрВД, в котором находится аэродром посадки экипаж
докладывает диспетчеру: ·
место входа в район ·
эшелон полёта ·
расчетное время пролёта очередного ПОД ·
расчетное время прилёта на аэродром посадки ·
выбранный запасной аэродром |
Примечание: далее в примерах рассматривается прилёт борта в Шереметьево с
северо-запада (вход через Нукол). |
- Москва-Контроль, 76401, Нукол 10100, Починок
в 45, Шереметьево в 11 следующего часа, запасной Нижний Новгород. - 76401, Москва-Контроль, Нукол
подтверждаю, рабочая полоса Шереметьево 25 Правая, следуйте 10100. - 401, 25 Правая, следую 10100. |
7.
Снижение с эшелона |
При
пролёте последнего ПОД перед
рубежом снижения экипаж докладывает диспетчеру расчётное время начала
снижения. |
- 401, Починок 10100, начало снижения в 54, Богданово
в 59. - 401, снижение по расчёту, на Богданово
занять 7500. - 401, снижение по расчёту на Богданово
7500. |
7.6.3. Снижение
воздушного судна с заданного эшелона (высоты) полета выполняется по
разрешению диспетчера службы движения с докладом экипажа о начале снижения. Снижение
производится по маршруту полета и установленной схеме подхода на режимах,
определенных РЛЭ. При
невозможности занятия заданного эшелона (высоты) к установленному или
заданному диспетчером службы движения рубежу экипаж обязан своевременно информировать
об этом диспетчера. |
Доклад экипажа о начале снижения должен включать время
начала снижения. |
- 401, приступил к снижению 7500 в 59. - 401, понял. |
Не позднее, чем за 20 км до пролёта заданного рубежа
необходимо доложить о занятии заданного эшелона. |
- 401, занял 7500. - 401, понял. |
При использовании АС УВД диспетчер Контроля передаёт управление ВС диспетчеру Подхода не дожидаясь доклада
экипажа о пролёте рубежа передачи управления. |
- 401, работайте Москва-Подход 127.2. - 401, работаю Москва-Подход 127.2. |
При выходе на связь с диспетчером Подхода экипаж
докладывает своё место, эшелон и код информации АТИС. |
6.5.2.1. … Экипаж докладывает диспетчеру
о приеме информации АТИС |
- Москва-Подход, 76401, Богданово 7500,
информацию Майк имею. - 76401, Москва-Подход, Богданово
подтверждаю, Шереметьево рабочая полоса 25 Правая, ожидайте схему Савёлово 25 Альфа, снижайтесь 2400. - 401, полоса 25 Правая, ожидаю схему Савёлово
25 Альфа, снижаюсь 2400. |
При пролёте пункта начала выполнения схемы захода,
диспетчер Подхода подтверждает выполнение схемы или даёт указание о векторении. При пересечении установленного рубежа по
дальности или высоте – передаёт управление диспетчеру Круга. |
- 401, Савёлово, 2400. - 401, снижайтесь к третьему 1800, пересечение 2100 доложить
Шереметьево-Круг 118.3. - 401, снижаюсь к третьему 1800, пересечение 2100 доложить Кругу
118.3. |
8.
Заход на посадку и посадка. |
6.3.2.1.
При установлении связи с диспетчером "Круга"
экипаж сообщает о пролете рубежа передачи и решение КВС по выбору системы
захода на посадку, а также и о принятии информации АТИС Диспетчер передает
экипажу место ВС (при отклонениях ВС от заданного маршрута), подтверждение о
выбранной экипажем системе или выполнении визуального захода на посадку (если
выбранная экипажем система отличается от работающей, диспетчер рекомендует
другую систему захода), эшелон перехода и давление на аэродроме… |
- Шереметьево-Круг,
76401, 2100 курсом к третьему, информация Майк, заход директорный. - 76401,
Шереметьево-Круг, заход разрешаю, эшелон перехода 1500, по давлению 747 миллиметров
снижайтесь к третьему 900. - 401, эшелон
перехода 1500, по давлению 747 миллиметров снижаюсь к третьему 900. |
6.3.2.2. При
достижении эшелона перехода экипаж докладывает диспетчеру об установке на
высотомере давления на аэродроме, текущую высоту и информирует его о
дальнейшем снижении до заданной точки на схеме. При докладе экипажа о занятии
эшелона перехода и отсутствии доклада об установке давления на аэродроме,
сообщение о текущей высоте диспетчер обязан потребовать от экипажа установки
давления. |
- 401, 1500, давление
747 миллиметров установил, снижаюсь 900 к третьему. - 401, понял. |
Занятие заданной высоты и точку
третьего разворота необходимо докладывать. Третий разворот выполняется только
по разрешению диспетчера. |
- 401, на третьем
900. - 401, выполняйте
третий, снижайтесь 600. - 401, выполняю
третий, снижаюсь 600. |
Четвёртый разворот всегда, кроме
захода по РСП и РСП+ОСП, выполняется по расчёту экипажа с докладом о начале
выполнения. |
6.3.2.5. Указание
о переходе на связь с диспетчером "Посадки" передается по
достижении ВС рубежа передачи с указанием частоты его работы. |
- 401, на
четвёртом, 600. - 401, работайте с
посадкой 131.5. - 401, работаю с
Посадкой 131.5. |
- Шереметьево-Посадка,
76401, на рубеже, 600. - 76401, Шереметьево-Посадка,
удаление 16, правее 1000, снижайтесь 500. - 401, снижаюсь 500. |
За 600-400 метров до точки входа
в глиссаду диспетчер Посадки информирует. |
- 401, удаление
10, подходите к глиссаде. - 401, понял. |
6.4.5.1.
Экипаж ВС должен доложить о готовности к посадке и получить разрешение от
диспетчера на посадку: ·
при заходе на посадку по ППП - до пролета ДПРМ; ·
при заходе на посадку по правилам визуального захода на посадку, а
также по ПВП - при довороте на посадочный курс (на предпосадочной прямой). В зависимости от сложившейся
ситуации (занятость ВПП, изменение метеоусловий и другие) диспетчер
информирует об этом экипаж и сообщает "посадка дополнительно". В
этом случае разрешение на посадку должно быть дано до пролета воздушным
судном ВПР, но не позднее пролета рубежа 1000 м от порога ВПП. |
- 401, вошёл в
глиссаду, шасси выпущено, к посадке готов. - 401, посадку
разрешаю. - 401, посадку
разрешали. |
Доклад
о выполнении посадки является подтверждением готовности экипажа освободить
полосу по ближайшей РД и должен выполняться на скорости, обеспечивающей
безопасность руления. |
6.2.4.2.
При посадке, если нет крайней необходимости, диспетчер не должен давать
указаний экипажу относительно руления, до окончания пробега воздушного судна
и получения доклада от экипажа о выполнении посадки. Во всех случаях при
посадке, экипаж и диспетчер позывной пункта СДП не называют. |
- 401, посадка. - 401, посадка в 19,
освобождение вправо РД 3. - 401, вправо РД 3. |
- 401, полосу
освободил на РД 3. - 401, работайте с
Рулением 121.8. - 401, с Рулением
121.8. |
-
Шереметьево-Руление, 76401, после посадки на РД 3. - 76401,
Шереметьево-Руление, по РД 3, РД 7, стоянка 44. - 401, по РД 3, РД 7,
стоянка 44. |
- 401, на стоянке. - 401, конец. |
___________________________ October 14 2004 Sergey Butovichev Vatrus Training Department |